Нотариальная палата Пермского края

Региональные новости

Внедрение и развитие информационных технологий в нотариальной деятельности

Развитие информационных технологий, расширение перечня услуг посредством информационно-телекоммуникационных сетей становится неотъемлемой частью общественной жизни. Электронный нотариат в России сегодня очень активно развивается, поскольку российский нотариат самостоятельно внедряет в работу и разрабатывает новейшие информационные технологии. Это способствует обеспечению доступности нотариальных услуг для граждан путем предоставления квалифицированной правовой помощи в удобном формате и гарантирует безопасность, удобство и увеличение скорости их получения.

Создание в 2014 году Единой информационной системы нотариата (ЕИС) - полномасштабной электронной инфраструктуры, повысившей безопасность и сохранность юридически значимых сведений, стало основной для развития цифровой инфраструктуры электронного нотариата. С 2018 года был осуществлен переход на электронную регистрацию всех нотариальных действий. 27 декабря 2019 г. был принят федеральный закон № 480-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации» который предусматривает появление удаленных нотариальных действий, т.е. без личной явки к нотариусу лица, обратившегося за их совершением, и дистанционных сделок с участием двух и более нотариусов. Большинство положений данного федерального закона вступят в силу с 29 декабря 2020 года.

Новеллы данного федерального закона касаются возможности удаленного обращения к нотариусу для совершения ряда нотариальных действий, в частности взыскания долгов по исполнительной надписи нотариуса в случае бесспорности задолженности, дистанционного удостоверения сделок двумя и более нотариусами, удостоверения перевода текста документа, внесения безналичных денежных средств на депозит нотариуса, обеспечения доказательств в виде осмотра информации в сети интернет, получения выписки из Реестра уведомлений о залоге движимого имущества, принятия на хранение электронных документов, передачи электронных документов другим физическим и юридическим лицам, удостоверения равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом в ином формате, электронному документу, представленному нотариусу.

Сегодня граждане могут воспользоваться рядом бесплатных круглосуточных публичных сервисов, предоставленных на сайте Федеральной нотариальной палаты (ФНП): по проверке подлинности и действительности доверенностей; по наличию или отсутствию залога на движимое имущество; по поиску открытого у нотариуса наследственного дела, а также розыска наследников в рамках наследственных дел. Данный сервис предоставляет возможность проверки доверенностей, удостоверенных как нотариусами, так и работниками консульских учреждений и должностных лиц органов местного самоуправления. Также на сайте имеются актуальные сведения об отмене доверенностей, совершенных в простой письменной форме. Для получения сведений по поиску наследственного дела необходимо указать данные наследодателя – поиск наследственного дела производится по точному совпадению фамилии, имени, отчества. Дату рождения и смерти указывать полностью не обязательно, но желательно. В результате поиска предоставляются сведения о номере наследственного дела и о ФИО нотариусе, его открывшем (адрес и телефон нотариальной конторы, наименования нотариального округа, в котором нотариус осуществляет нотариальную деятельность), либо сведения об отсутствии открытого наследственного дела.

У граждан сейчас имеется возможность оперативной передачи документов, когда нет времени на отправку и пересылку документов по почте, в любой город, в надлежащий государственный орган, юридическим или физическим лицам посредством удостоверения равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе и наоборот, например при переводе нотариально удостоверенного согласия или доверенности на отчуждение имущества, заявления о принятии или об отказе от наследства из бумажной формы в электронную с сохранением юридической силы документа для совершения надлежащей сделки или ведения наследственного дела. Процедура удостоверения равнозначности электронного и бумажного документов означает подтверждение тождественности содержания изготовленного нотариусом электронного документа содержанию документа, представленного нотариусу на бумажном носителе. Нотариус переводит документ в электронный вид и удостоверяет его равнозначность бумажному документу. Созданная и удостоверенная нотариусом электронная копия юридически тождественна оригиналу на бумагу. Удостоверенный квалифицированной подписью нотариуса документ передается получателю любым способом, например, по электронной почте, записью на любом внешним запоминающем устройстве для хранения информации (флэшка, диск). Согласно ст. 86 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате передача документов физических и юридических лиц, в том числе электронных документов физических или юридических лиц, подписанные квалифицированными электронными подписями соответствующих лиц, возможна нотариусом также и другим юридическим и физическим лицам, в том числе другому нотариусу, например, удостоверяющему сделку. Нотариус переводит документ обратно в бумажную форму и удостоверяет его равнозначность электронному. Созданная и удостоверенная нотариусом копия на бумаге юридически тождественна электронному документу. Не допускается удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе в отношении сделок, заключенных в простой письменной форме, а также документов, удостоверяющих личность. С 29 декабря 2020 года появится возможность совершать данное нотариальное действие при обращении к нотариусу удаленно.

Единая информационная система нотариата является платформой для межведомственного взаимодействия с различными государственными реестрами и службами, в частности такими, как Росреестр, Федеральная налоговая служба, органы ЗАГС, ПАО Сбербанк, Центральный каталог кредитных историй. Такое взаимодействие повышает гарантии достоверности получаемых юридически значимых сведений, гарантирует безопасность персональных данных и делает обращение к нотариусу удобным и не затратным по времени. Нотариусы самостоятельно и бесплатно имеют возможность заказывать и получать выписки и справки, содержащие сведения, необходимые для совершения нотариальных действий, направлять документы для государственной регистрации как прав при совершении сделок, при выдаче свидетельств о праве на наследство, так и направлять документы для регистрации юридических лиц и внесения записи в ЕГРЮЛ.

Согласно указанному федеральному закону 480-ФЗ нотариусы получат возможность посредством запросов в электронном виде в системе межведомственного электронного взаимодействия через ЕИС запрашивать и получать информацию о счетах и вкладах (депозитах), наименованиях и месте нахождения банков и иных кредитных организациях, в которых были открыты счета, вклады (депозиты) наследодателей от Федеральной налоговой службы. Также нотариусы будут иметь возможность по запросам в Пенсионный фонд Российской Федерации получать в электронной форме сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета физического лица, а также о размерах пенсии, недополученной наследодателем на день его смерти.

Ряд положений указанного закона, в частности по совершению исполнительной надписи нотариуса уже вступили в силу с 28 декабря 2019 года. Был увеличен перечень случаев совершения исполнительной надписи нотариуса. Сейчас документами, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, являются: 1) нотариально удостоверенные сделки, устанавливающие денежные обязательства или обязательства по передаче имущества; 2) кредитные договоры, за исключением договоров, кредитором по которым выступает микрофинансовая организация; 2.1) договоры займа, кредитором по которым выступает единый институт развития в жилищной сфере, и кредитные договоры, кредитором по которым на основании уступки прав (требований) выступает единый институт развития в жилищной сфере; 2.2) договоры поручительства, предусматривающие солидарную ответственность поручителя по кредитному договору; 2.3) договоры об оказании услуг связи в случае неисполнения обязательств по оплате услуг в сроки, установленные в договорах об оказании услуг связи; 3.) договоры, предусмотренные перечнем, установленным Правительством РФ № 543 от 01.06.2012 года. Обязательным условием для обращения за исполнительной надписью по данным договорам является включение в такие договоры условия о возможности применения внесудебного инструмента взыскания задолженности - исполнительной надписи нотариуса. Закон уточнил условия совершения исполнительной надписи на договорах займа, которые предусматривают передачу средств или имущества. Сейчас, прежде чем совершить исполнительную надпись, нотариус должен получить от заявителя документ, подтверждающий перечисление средств заемщику. Нотариус имеет право отказать в совершении нотариального действия при наличии оснований подозревать заявителя в намерении использовать исполнительную надпись для легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. С 29 декабря 2020 года возможно будет совершение исполнительной надписи по удаленным обращениям взыскателей в электронной форме.

Ожидаемой новеллой является удостоверение сделок двумя и более нотариусами. Данная возможность удобна сторонам сделки, которые по временным, физическим или иным причинам не могут встретиться и вместе оформить и подписать соответствующий договор. Это особенно актуально в текущей эпидемиологической ситуации в России, когда передвижение по стране становится затруднительным. Каждый из выбранных участниками сделки нотариусов осуществляет все необходимые и обязательные для удостоверения сделки процедуры согласно законодательству, в частности осуществляет проверку дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц, проверяет наличие волеизъявления сторон, разъясняет юридическую суть и последствия заключаемой сделки, проводит правовую экспертизу. Проект сделки создается нотариусами в электронной форме посредством ЕИС в соответствии с условиями, согласованными участниками сделки. Взаимодействие нотариусов возможно, например, посредством видеоконференцсвязи, где нотариусы смогут согласовывать и обсуждать проект, текст сделки. Каждый участник сделки в присутствии нотариуса подписывает экземпляр сделки в электронной форме простой электронной подписью (путем росписи на специальном планшете нотариуса) и экземпляр сделки на бумажном носителе, который остается в делах нотариальной конторы. Нотариусы подписывают экземпляры сделки в электронной форме своими усиленными квалифицированными электронными подписями, и регистрируют сделку в специальном реестре нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами. При удостоверении договора об отчуждении объектов недвижимости хотя бы один из нотариусов должен осуществлять свою деятельность в субъекте РФ, где эта недвижимость находится.

Одной из новелл, направленных на усиление достоверности юридически значимых сведений и безопасности при совершении нотариальных действий, является размещение на бумажном нотариальном документе нового атрибута - машиночитаемой маркировки, которая будет содержать информацию о дате совершения нотариального действия, его регистрационный номер и вид, ФИО нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса), с названием его нотариального округа, а также данные о заявителях, их представителях. Также нотариусы будут иметь возможность доступа к сведениям из Единой биометрической системы (Единой информационной системы персональных данных) для идентификации, установления личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившегося за совершением нотариального действия, когда документ, удостоверяющий личность гражданина, отсутствует или нотариус имеет сомнения относительно личности гражданина, предъявившего такой документ.

Появится возможность удостоверения равнозначности электронных документов, изготовленным нотариусом и представленным нотариусу в разных форматах, путем преобразования нотариусом электронных документов из одного формата в другой с подтверждением тождественности их содержания и сохранением их юридической силы при удаленном совершении нотариального действия.

Данный федеральный закон предоставляет также возможность хранении электронных документов в электронном виде, представленных в виде файла любого формата. Если для хранения будут предоставляться несколько электронных документов, то заявитель формирует пакет из этих документов. Электронные документы, которые будут передаваться нотариусу в электронном виде, не могут поступать по открытым каналам связи, их необходимо будет направлять удаленно посредством ЕИС через личный кабинет на портале Госуслуг или специальный сервис на портале Федеральной нотариальной палаты. При этом ответственный за хранение документов нотариус не будет иметь доступа к содержанию документов, они будут поступать на хранение в зашифрованном виде. Для получения такой услуги у заявителя должна быть личная усиленная квалифицированная электронная подпись. Одним из преимуществ хранения документов в электронном виде будет возможность получить отданный ранее на хранение электронный документ (пакет электронных документов) у любого нотариуса с помощью дистанционного направления соответствующего заявления, содержащего идентификатор хранилища электронного документа (пакета электронных документов).

Для удаленного совершения нотариального действия заявитель или его представитель будет направлять в Федеральную нотариальную палату через ЕИС, в том числе с использованием портала Госуслуг, заявление, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя или его представителя, с приложением документов в электронной форме также подписанных электронной подписью. Также допускается возможность направления документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, удостоверившим равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе. Нотариус, заявивший в автоматическом режиме о готовности совершить соответствующее нотариальное действие удаленно, получает заявление и документы, проверяет такую электронную подпись и указывает заявителю необходимый размер оплаты по данному действию и реквизиты для ее совершения. Незамедлительно проинформировав заявителя о поступлении оплаты нотариального действия и не позднее пяти рабочих дней со дня такой оплаты, нотариус направляет заявителю или его представителю нотариальный документ в электронной форме или мотивированное постановление об отказе в совершении или отложении совершения нотариального действия. По просьбе заявителя или его представителя нотариальный документ может быть выдан и на бумажном носителе.

Таким образом, благодаря внедрению и совершенствованию Единой информационной системы нотариата (ЕИС), развитию цифровых и информационных технологий российский нотариат готов к оперативному решению ряда общественно значимых задач и предоставлению сервисов в удаленном и дистанционном формате в рамках стабильного и защищенного «цифрового оборота».

Т.В. Андропова, аспирант кафедры гражданского права Пермского государственного национального исследовательского университета, помощник нотариуса Пермского городского нотариального округа

Другие материалы по теме

26 мая гражданам будет оказана бесплатная юрпомощь

Управление Минюста России по Пермскому краю определило нотариуса, которому будет передан архив нотариуса Шитовой О.И.